k239 (k239) wrote,
k239
k239

Category:

двуглавый птиц или первый опыт шелкографии

У меня теперь вся семья ходит в футболках с моим дизайном. Я давно хотела заняться шелкографией, и вот, наконец, руки дошли. Правда пока я произвела только два рисунка, зато в четырех вариантах. Так что извела на эксперименты все футболки, как новые, так и совсем заношенные, какие нашлись по шкафам.

27.03 КБ

Мне давно хотелось футболку с двухголовой птицей. С тех самых пор, как я увидала в музее индейское покрывало с птичкой, подозрительно напоминавшей нашего двуглавого орла. Я даже как-то поболтала на эту тему с одним американским антропологом, с которым мы зацепились языками на Pike Market в Сиэтле на почве петроглифов. Он охотно подтвердил мою догадку, что аляскинские индейцы позаимствовали птичку-мутанта у русских. Хотя скорее вышло наоборот – индейцы северного тихоокеанского побережья увидали российского двуглавого орла и приняли русских за давно потерянных и забытых родственников. Вообще, чем глубже я погружалась в эту тему, тем интереснее становилось. Во-первых, оказалось, что головы у птицы разные – одна орлиная, а другая воронья. Правда только весьма искушенный орнитолог отличит ворона от орла в стилизованном индейском рисунке. У орла клюв крючком, а у ворона прямой, хотя степень кривизны может быть разная. Иногда долго гадаешь: это уже орел или все еще ворон? Не говоря уж о некоторых Воронах, в клюве которых виден ровный ряд крепких зубов.


На днях я забрела в библиотеку и обнаружила там несколько книжек об индейцах хайда, тлинкитах и квакиутлях. И опять в книжке про Хайда нашлись интересные подробности. Индейцы делились на две приблизительно равные части Воронов и Орлов. Каждый индеец был либо вороном, либо орлом. Орлы и вороны не соперничали, а только жили на разных концах поселения; скорее наоборот – в жены полагалось брать только из другой группы. Так и получалось, что у каждого один из родителей был Вороном, а другой Орлом. Наследство передавалось по материнской линии. Так что, похоже, форма клюва определялась по форме клюва матери, по принципу "вороны не несут орлиных яиц". Кстати, если умирал вождь, следующим вождем становился сын его сестры.

Так что получается, что двухголовый полуворон-полуорел – это как бы символ единства всего индейского племени. А если отвлечься от высоких материй, то в целом дизайн немножко напоминает старый железный рубль, где государственный птиц совсем не был похож на орла, и его иногда обзывали чернобыльской курицей.

66.39 КБ

Вобщем, старательно сверяясь с образцами индейского дизайна, я произвела собственный вариант символа государственного индейского единения. Нарисовала его на прозрачке, сосканировала и распечатала на веллуме. А потом экспонировала в чудовищной машине с вакуумным присосом на самостоятельно загрунтованном эмульсией экране (как я натягивала сетку на подрамник, заслуживает отдельной истории). Не прошло и полугода, как я получила трафарет, вполне пригодный для профессиональной печати на футболках и прочих тряпках. К тому же яичко получилось не простое, а золотое, поскольку напечатать требовалось не просто краской, а фольгой, то есть всю мою одёжу теперь украшают медные птицы.

На этом этнографический экскурс заканчивается, и начинаются заметки по шелкографии.

84.07 КБ

Говорят, народ, который занимается шелкографией в домашних условиях, печатает акриловыми красками. У нас в мастерской все по-взрослому по-промышленному. Печатаем мы Plastisol Ink. У меня всегда были нелады с химией, поэтому что это такое я вразумительно объяснить не могу, но посмотреть можно тут - General Information About Plastisol Inks: http://www.unionink.com/articles/geninfo.html Эта пакость ВООБЩЕ не сохнет. То есть, если испачкал руки и ляпнул на одежду, зараза будет распространяться до бесконечности – с рук на штаны, со штанов на сидение автомобиля, с сидения на новую юбку… Хотя футболку можно надеть буквально через пять минут после печати, что и делали мои незапасливые сотоварищи, не имевшие возможности ограбить семейный гардероб – снимали нательное бельё, печатали собственный шедевр, сушили, и одевали тепленьким. Сушат и закрепляют термически. Во-первых, в мастерской стоит огромная конвейерная сушилка, куда на крупной сетке уползает ваша тряпочка, и через пару минут вываливается с другого конца в ящик. Сразу хватать не стоит, потому что она горячая, как только что испеченная булка. Нетканый тестовый материал вообще выползает из этой духовки сильно подрумяненным. Во-вторых, есть что-то вроде гриля – жарит сверху, под него задвигают запечатанные футболки секунд на 15-20. если зазеваешься и оставишь пустую дощечку под таким грилем, пластиковый слой быстро вспухает и идет пузырями. Еще видела, как сушат на столах чем-то вроде могучего фена для волос.

76.15 КБ

Так, вернёмся к нашим баранам, то есть к двухголовым птичкам. Их сначала надо было напечатать Plastisol Foil Adhesive – это бесцветная основа, вроде клея. Потом просушить, что б к рукам не липло. А затем засунуть в агрегат, напоминающий большую электровафельницу, вместе с листком специальной фольги. Эта фольга продаётся в рулонах и бывает самых разных цветов, а также с радужными переливами, цветами побежалости и прочими эффектами. Ну вот, через 10 секунд при температуре 150 градусов под давлением фольга насмерть приваривается к Plastisol Foil Adhesive. Остужаем, аккуратно отдираем то, что отдирается, и золотой ключик у нас в кармане. Правда, заводить и держать такую "вафельницу" дома пока негде. Я поинтересовалось, нельзя ли обойтись в кустарных условиях утюгом. Говорят – нельзя, дело не столько в температуре, сколько в давлении. А если всем коллективом навалиться?

78.64 КБ

Смывать свой шедевр жалко, а деваться некуда – экран нужен для следующего задания.
Я сперва поскромничала и напечатала своих птичек только на женских футболках. Все равно рисунки золотом и прочими благородными металлами носят только девушки и черные подростки. Так что прежде чем смывать я решила завалять прочие футболки черным цветом. Краски в мастерской стоят не баночками, а ведерками килограмма по два, все перемазанные как чушки, так что этикеток не видно. Я ухватила первую попавшуюся банку и пошла на всякий случай проконсультироваться у спецов. Они сказали OK, я напечатала пробную футболку и сунула в сушилку. Из сушилки рисунок вышел каким-то припухшим. Оказывается, мне досталась банка с объемной краской. Дальше я извела еще около десятка футболок разного качества, не решаясь испортить кирилловскую новую попсовую шмотку за $20, которую он мне мужественно предоставил для упражнений. Но все кончилось хорошо и теперь мы всем коллективом ходим как в униформе и еще можем одеть в командную форму человек 10.

77.65 КБ

Хорошая статья:
Printing with Foil for Special Effects
http://www.images-magazine.com/imagesarticle.php?article_id=80
Tags: pcc, индейцы, шелкография
Subscribe
  • 25 comments
  • 25 comments

Comments for this post were locked by the author