k239 ([info]k239) wrote,
@ 2009-06-15 00:06:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Слон или не слон? Вот в чем вопрос
Все началось с поста [info]yamashita «Японский слон лучший друг финского слона», где я позволила себе вякнуть, что это не слоны вовсе. Мне прозрачно намекнули, что я блондинко, и предложили представить весомые доказательства, которых у меня на тот момент, конечно, не было. Высокомерие собеседника действует на меня стимулирующе. Я закусываю удила, и принимаюсь рыть яму до центра земли. Как правило в этой яме, кроме искомого материала находятся и всякие увлекательные и неожиданные вещи. На [info]yamashita я не в обиде – я регулярно читаю его журнал и сообщество [info]ru_shinto.

Вот результаты моих археологических раскопок в интернете, а так же мои собственные фотографии слонопотамов из Никко и Камакуры.

Вкратце, [info]yamashita написал, что «что японцы никогда не видели слонов, кроме тех, которых дарили высокому руководству, что случалось нечасто. А по унаследованной буддийской иконографии изображать их было нужно.» И поэтому слоны у них получались такие:

IMG_6388



IMG_6388

или, в лучшем случае, такие:

IMG_6283

А я утверждала, что это не слон, а Баку, мифическое существо с хоботом – пожиратель дурных сновидений.

Первый раз мы столкнулись с баку в крошечном токийском частном музее укиё-э. Музейчик состоял всего из двух комнат и крощечной прихожей. Зато хозяйка провела для нас целую экскурсию и подробно рассказывала сюжет каждой гравюры. На одной из самых старых были изображены дамы в лодке, изображающие семь богов удачи, и непонятная зверюга - это и был Baku. Японка произносила его как "бак". Меня заинтересовало это существо, я посмотрела описание в интернете и, как мне казалось, узнала его в нескольких местах в Никко и Камакуре.

Баку – мифическое существо с хоботом слона, глазами носорога, телячьими ушами, хвостом быка, лапами тигра, гривой, и полосатой шкуркой. Он питается ночными кошмарами и дурными снами. Его изображение вешали в спальне или вышивали иероглиф на подушке. Часто изображался на гравюрах и нэцкэ. Так что Баку - это славный такой японский слонопотам. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку.

Ссылка в Википедию:
http://en.wikipedia.org/wiki/Baku_(spirit)

Баку на гравюре Хокусая:


Нэцкэ:




Правда иногда пишут, что баку на самом деле тапир. Чепрачный тапир водится в южной и центральной частях о. Суматра, в Малайзии, Мьянме (южнее 18° с.ш.) и Таиланде. Другие виды живут в Южной и Центральной Америке.



Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Malayan_Tapir
http://www.tapirs.org/tapirs/malay.html

Почему тапир , а не слон:
1. Тапир – скрытное ночное животное.
2. Пятнистая шкурка – детёныши тапира имеют полосато-пятнистый окрас
3. По легенде создатель сотворил тапира из оставшихся частей тел животных

Собственно, вопрос состоял не в том, кто такой Баку, а могут ли они украшать храмы. Согласно этим источникам не только могут, но и являются типичным украшением, наряду с Шиши(Shishi).

"The baku is a fabulous creature, having the head of an elephant with a short, powerful trunk, small ears like a cow, short fangs, and the mane and body of a lion. He has a cow's tail, and four claws on each foot. His hide is covered with large spots, and some representations show flames coming out of his body. In art, he is represented in netsuke figurines, and in carvings on the magnificent mausoleum of Shogun Tokugawa Ieyasu (1543-1616) at Nikko."
источник:
http://www.hms.org.il/Museum/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=841&FID=985

ссылка на скан книги "Architecture and authority in Japan"
By William Howard Coaldrak:
http://books.google.com/books?id=DQ9XCihfL98C&pg=PA188&lpg=PA188&dq=Baku+Nikko&source=bl&ots=X5ietxA7hG&sig=pf9m8cQoNMyf6cxboTK1VyA1mkM&hl=en&ei=u6YwStStKJH6tgPYj43PAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4#PPA188,M1

http://www.onmarkproductions.com/html/shrine-guide-2.shtml
Wooden shishi lend beauty to both Shintō and Buddhist structures.
Shishi are commonly placed under the eaves of religious structures
to ward off evil spirits. Sometimes the shishi is accompanied by
other protective deities, such as the above elephant-like creature
(baku, known as eaters of nightmares in Japanese mythology).

Says reader Ken Prescott: "The elephant-like animal often associated with shishi, and used like the shishi as architectural decorations (kibana - decorated beam-ends), are probably the baku, known as eaters of nightmares in Japanese mythology. They are a composite animal, I think unique to Japan, and are very often depicted in netsuke. In fact, probably the best English-language references and examples are to be found in books on netsuke. I have also seen drawings from the Kano school (or influenced by same) with both baku and shishi, and know of one ukiyoe (woodblock) print showing a baku on a bed cover (appropriately). The Tokugawa shrine at Nikko is loaded with dragons, baku, and shishi.

http://www.onmarkproductions.com/html/shishi-pt.shtml
Shishi and Baku
Myohonji Temple, Kamakura

а вот мои фотки, сделанные в Камакуре и Никко:

IMG_6494

IMG_6491

IMG_6317

IMG_6251

IMG_6334




(26 comments) - (Post a new comment)


[info]ulyana___
2009-06-15 08:03 am UTC (link)
"Грива как у льва, шкура как у зебры..." (Сказки про Африку, сказка 2-я) Это же страшный зверь Ромашка :)
Очень интересно Вас читать :)

(Reply to this) (Thread)


[info]k239
2009-06-15 08:17 am UTC (link)
вечно я застреваю заполночь со всякими глупостями :)

(Reply to this) (Parent)


[info]za_etc
2009-06-15 08:40 am UTC (link)
последний слон похож на полосатого из мультика про колобков

(Reply to this) (Thread)


[info]k239
2009-06-15 02:32 pm UTC (link)
ага. только с золотым педикюром

(Reply to this) (Parent)


[info]fratercula
2009-06-15 08:52 am UTC (link)
Какой полезный зверь! Надо б завести в спальне такого пожирателя ).

(Reply to this) (Thread)


[info]k239
2009-06-15 02:38 pm UTC (link)
для домашнего употребления нэцкэ - самое то. уже воображаю такого баку на шнурке ночника. дернул - и кошмар рассеился

(Reply to this) (Parent)


[info]maryxmas
2009-06-15 12:40 pm UTC (link)
какая классная зверюка!
спасибо.

зы.
нас когда Саша возил в ЛА в тот музей, который рядом с Ла Брея Питс, мы там тоже видели японского слона:

(Reply to this) (Thread)


[info]k239
2009-06-15 02:35 pm UTC (link)
Шикарный зверь! Это в LACMA такой водится? Надо будет навестить.
Как там на родине, обживаетесь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maryxmas
2009-06-15 07:15 pm UTC (link)
угу, именно там.
там, кстати, ещё была шикарная выставка нецке. ну, тебя ими не удивить, но посмотреть стоит.

пытаемся.
у меня получается не очень.
нужно, чтоб уже было своё логово, тогда пойдёт легче.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]k239
2009-06-15 08:02 pm UTC (link)
да, коллекция нэцкэ там шикарная, а выставленна очень грамотно - можно посмотреть со всех сторон.

про родину - ничего, всё наладится

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maryxmas
2009-06-16 08:51 am UTC (link)
да, я оценила.
правда, там со светом что-то. я ни одной нормальной фотографии не смогла сделать.
ой скорей бы :)

зы.
шота у меня всё руки не доходят написать про перелёт.
на удивление, нас не заставили платить за перевес сумок. сказали -- ну и идите себе с богом.
вообще и еда очень приличная, и персонал вежливый. мне очень понравилось.

(Reply to this) (Parent)

про коллекцию нэцкэ в LACMA
[info]k239
2009-06-18 09:42 pm UTC (link)
http://www.marshallastor.com/2007/01/30/more-netsuke-at-lacma-1-baku-monster-that-eats-nightmares/

http://www.marshallastor.com/2008/03/21/netsuke-by-masatoshi-nakamura-tokisada-at-lacma/

http://www.flickr.com/photos/lifeontheedge/sets/72157594385283914/

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: про коллекцию нэцкэ в LACMA
[info]k239
2009-06-18 09:54 pm UTC (link)
ещё
http://www.lacma.org/japaneseart/japan.htm

(Reply to this) (Parent)


[info]ulyana___
2009-06-16 08:51 am UTC (link)
В LACMA? Я думала в другом музее - там вроде восточный музей был на той же территории, только я там не была ни разу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maryxmas
2009-06-16 08:52 am UTC (link)
да, там в LACMA отдеьльное помещение, и в нём как раз японское искусство.
вот это в нём.

(Reply to this) (Parent)


[info]maryxmas
2009-06-16 08:52 am UTC (link)
в смысле -- здание.

(Reply to this) (Parent)


[info]k239
2009-06-17 04:12 am UTC (link)
В LACMA шикарный японский павильон. А азиатский музей у нас тут, в Пасадине. Там тоже любопытно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ulyana___
2009-06-17 05:11 am UTC (link)
В Пасадине я была, правда лет 12 назад, а вот в том японском нет. Надо собрать всех в охапку и выбраться.

(Reply to this) (Parent)


[info]haez
2009-06-15 05:48 pm UTC (link)
Ох, ну ничего себе!
Я сер как мышь, я выше крыш, а нос мой как змея,
мой лоб как стол, нога - как ствол, иду - дрожит земля...

(Reply to this) (Thread)


[info]k239
2009-06-15 08:15 pm UTC (link)
Если удариться в литературу, вспомнить Милна, помножить Слонопотама на Буку и Бяку... то в сухом остатке останется тот же Баку :) Не помню, являлся ли Слонопотам Пятачку в ночных кошмарах?

"Слонопотамы представляют собой огромных клыкастых рычащих существ, обожающих мёд и жёлуди. Считается, что слонопотамы любят гулять и при этом мурлыкают себе под нос песенку и постоянно смотрят на небо, а при встрече они говорят «Хо-Хо». В настоящее время слонопотамы встречаются редко, особенно весной, однако их всё-таки можно поймать в западню, в виде очень глубокой ямы с приманкой из горшочка с мёдом. Некоторые повадки слонопотамов в книге упоминаются лишь вскользь, поэтому остаётся загадкой, идут ли слонопотамы на свист, едят ли они сыр, любят ли они поросят и как именно они их любят."

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]haez
2009-06-15 08:29 pm UTC (link)
В общем, да, слонопотам в чистом виде и есть.

(Reply to this) (Parent)


[info]k239
2009-06-17 04:41 am UTC (link)
А вот возник вопрос - предположим, хочу я научиться писать иероглиф Баку, что бы в нужный момент распугать ночные кошмары. А иероглифов я не вижу - нужно ставить дополнительно, а места в памяти нет.
Вот нашла пару картинок:



это оно?

(Reply to this) (Thread)

?
[info]k239
2009-06-17 04:47 am UTC (link)
http://www.chinese-tools.com/tools/sinograms.html?q=%E8%B2%98

(Reply to this) (Parent)


[info]k239
2009-06-17 05:03 am UTC (link)





(Reply to this) (Parent)


[info]ulyana___
2009-06-17 05:13 am UTC (link)
Как похож! Особенно серенький :) Ножки, хобот, бивни, глазки :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]k239
2009-06-17 05:21 am UTC (link)
а рядом корыто, окруженное кактусами :)
сейчас в Хантингтон выставка китайской живописи и калиграфии - там в отдельной комнате можно поучиться писать иероглифы, на большом экране показывают схему и порядок черт. очень увлекательно!

(Reply to this) (Parent)


(26 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…